Дорога себя лечит

Российские ученые создали уникальный метод ремонта автотрасс

Законодатели мировой шоссейной моды немцы серьезно заинтересовались разработкой российских ученых. Ученые НИТУ «МИСиС» разработали технологию, которая позволит сократить срок ремонта трасс с недели до нескольких часов, а затраты — минимум в три раза. Более того, разбитый, покрытый трещинами верхний слой полотна вообще не придется менять, а значит, надолго перекрывать трассы. Автомобилисты процесс ремонта практически не заметят.

В чем суть этой революционной технологии? Скажем сразу — это не сегодняшний день. Речь идет о новых дорогах, которые еще предстоит проложить. В основе идеи — нанотехнологии, а конкретно — углеродные трубки диаметром в 30 нанометров. Общая длина одного грамма таких трубок 367 тысяч километров, как до Луны. Они обладают многими привлекательными свойствами, в частности, индукционной восприимчивостью.

— Мы предлагаем вводить нанотрубки в асфальто-битумное покрытие дороги, — сказал корреспонденту «РГ» один из авторов проекта Станислав Мамулат. — Кроме того, разрабатывается специальная мобильная установка, которая создает высокочастотное излучение. Принцип напоминает обычную микроволновку. Во время ремонта дороги наноизлучение установки индуцирует в нанотрубках токи, которые нагревают асфальт до температуры 135 С. Он становится вязким, а дальше обычным катком покрытие восстанавливается. На этом «лечение» полотна завершается. Быстро и дешево.

Надо подчеркнуть, что с этой идеей российские ученые сумели совершить настоящий прорыв и опередить конкурентов, которые уже давно разрабатывают технологии индукционного самозалечивания асфальта. В частности, в Китае и Голландии в асфальто-битумную смесь вводится металлическая проволока. Но этот вариант создает массу проблем. И самое неприятное, что приходится заново подбирать состав самой смеси, а это для строителей серьезная головная боль. И здесь нанотрубки вне конкуренции. Их можно просто ввести в состав смеси. Неужели никто в мире не попробовал применить аналогичный вариант? Ведь сегодня нанотрубки широко применяются в самых разных технологиях. Оказывается, именно в этом и есть изюминка российской разработки.

— Дело в том , что в высоковязкой смеси нанотрубки сворачиваются в клубок, и никакой индукции в теле полотна, а значит, и разогрева не происходит, — говорит Мамулат. — Нам удалось решить эту задачу и создать разветвленную сеть трубок во всем теле полотна. За счет этого и работает такая технология. Добавка незначительно увеличивает стоимость дорог, так как на тонну асфальтобетона вносится около 17 грамм нанотрубок, а цена грамма не более доллара.

Полевые испытания новой технологии планируются на одном из дорожных объектов подготовки к чемпионату мира по футболу-2018. Кроме того, на ее основе разрабатывается международная программа по созданию индукционно-залечивающихся материалов. Эксперты предложили включить ее в технологическую платформу для применения в Монголии, Казахстане, Малайзии и других проектах «Шелкового пути». Таким образом, «МИСиС» стал первой российской организацией, включенной в глобальную инновационную технологическую платформу ITA «Один пояс — один путь», учрежденной Международной дорожной федерацией.

Поделиться