Как устроиться на высокооплачиваемую работу, воспользовавшись доской?

«Нет профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим»
И. Ильф и Е. Петров


Однажды, в студеную зимнюю пору в конце рабочего дня, и перед началом занятий, в ИИБС прошла открытая лекция от Университетского Альянса SAP. Вел это мероприятие глобальныйпрограммный директор SAP SE Андрей Елагин. Точнее говоря, это была не совсем обычная лекция — это был урок серфинга по волнам инноваций с препятствиями в виде множества каверзных вопросов.

Как и следовало ожидать, когда приезжает бывший студент, а теперь — человек, более 15 лет работающий за рубежом, встреча была живой и все, так или иначе, крутилось вокруг темы «Как стать успешным?» Понятное дело, было много вопросов — «А где же этот волшебный ключик?»

Набилось нас в эту аудиторию много, и среди знакомых друг другу студентов-магистрантов ИИБС в этот день встречались и совершенно неизвестные лица, этакие партизаны, желающие узнать заветную тайну. Но давайте по порядку, в аудиторию вошли два солидных человека: спикер этой лекции Андрей Елагин и менеджер Университетского Альянса SAP Юрий Куприянов, который организовал это событие. Мы приготовились слушать и... нас начали спрашивать... такого поворота мы не ожидали! Спикер бомбардировал нас вопросами, достаточно долго записывая все на доске рядом. В результате вопросов к спикеру накопилось много, начиная от «что Вы заканчивали?», и до «Какая зарплата у SAP консультанта в Европе?».

Все завертелось достаточно быстро. Мы все погрузились в организационную структуру компании, в то, какие существуют подразделения, чем они занимаются, какие наиболее распространенные роли существуют в этих подразделениях, и как каждый сотрудник развивается с первого дня работы в компании. Было интересно узнать, что оказывается характер людей заметно разнится в разных подразделениях. Как пример, в отделе продаж гораздо больше экстравертов, чем в отделе разработки. Но при этом, если отдел продаж или консультанты более традиционны в плане одежды, то в разработке царит полная демократия, народ летом, например, ходит в шортах, майках, и даже в флип-флопсах. Этакий компас с картой и с указанием что и где искать, и что, кого и где может ожидать.




Когда же дело дошло до необходимых навыков для консультанта, то тут нас всех опять же ждал совершенно неожиданный поворот. На первом месте стояло умение продавать, конечно же, не обязательно как продавец, но... умение продавать свою идею, причем, это не зависит от сферы деятельности специалиста. Продажа — это некий собирательный образ навыков, включающий умение обнаружить и представить бизнес проблему, уяснить потребности компании, умение убеждать собеседника и много чего еще. Нас всех сильно развеселили несколько историй из опыта спикера, на которых он заострил наше внимание, на знании особенностей работы в различных странах и регионах, с людьми различных культур. Как пример, в японской компании в ходе совещания очень сложно определить наиболее влиятельного представителя компании, так называемого главного стейкхолдера. Или вот вопрос: почему в одной организации из Сингапура подчиненные не работали без присутствия начальника? И лучше не стоит сюда приплетать редкие, но популярные примеры из российской действительности. Всё оказалось в самой сердцевине юго-восточного культуры людей, участвовавших в проекте — руководитель проекта был из более высшей касты, и подчиненные считали непочтительным что-либо делать без указаний, точнее одобрения начальника. Так же Андрей остановился на умении общаться, активно слушать и даже психологии, приведя несколько примеров из НЛП (нейролингвистическое программирование).

Иностранный язык был в центре внимания всего вечера. Андрей привел несколько простых и очень наглядных примеров, почему нужно знать язык хорошо. Спикер так же рассказал, насколько языки культивируются в самой компании SAP, где на руководящих позициях верхнего уровня много полиглотов владеющих 4-5, а то и даже 6-7 языками одновременно. Из презентации было очевидно — язык стоит учить, причем все время: читать книги, журналы, смотреть фильмы, разговаривать. Порой, небольшая ошибка может привести к непониманию в общении. Например, британские коллеги при незначительной перестановке слов в предложении совершенно теряются и не могут понять смысл фразы.

И, наконец, главная фишка данного мероприятия — «Волна». Когда Андрей задал вопрос, кто из нас катается на серфинге, на виндсерфинге, о том, умеем ли мы катиться с большой волны и на высокой скорости вниз... никто и руки не поднял, но когда мы переключились на лыжи и сноуборд — тут было радостное одобрение большинством присутствующих. Пример волны был очень нагляден на серфинге. Представь, Ты ложишься на доску, усиленно подгребаешь к приближающей волне, набираешь скорость, ловишь момент и встаешь на доску, и вот Ты — покоритель волн, неустрашимый герой.



Волны — это постоянно приближающиеся, поднимающиеся ввысь и накрывающие нас новые ИТ и не только: например, сейчас — это интернет вещей, самообучение машин, новые бизнес-модели, облачные технологии, дизайн-мышление и т.д. Эти волны идут одна за другой. И ты изучаешь одну или несколько этих технологии, ловишь свою волну. Если ты вовремя почуял, поймал тренд — ты на вершине, таких как ты единицы, и тебя хотят все крупнейшие ИТ, и не только ИТ, компании — и ты выбираешь. Как рассказал Андрей, один из его коллег в определенный момент времени был единственным специалистом в компании по вполне конкретному предмету, относящемуся к интеграции в SWIFT — этот статус давал возможность достаточно долго быть очень востребованным. Он объездил весь мир, работал в самых экзотических местах, встречался с очень интересными людьми.

Но в какой-то момент волна становится слишком большой, количество специалистов растет, рынок насыщается. Это не значит, что бизнес уходит, хотя может быть и такое, но это сильно урезает возможность выбора. И если хочется быть на вершине, то с нее нужно слезать, идти, интенсивно грести, вскарабкиваться на следующую. В среднем технические навыки и умения становятся массовыми через 3-4 года, а иногда и быстрее. Поэтому, если хочешь быть в тренде, быть востребован, быть на гребне волны — учись, ищи, свою волну и когда она подходит — будь готов в плане знаний, навыков и необходимого опыта.

Уже давно прошел срок завершения мероприятия, был забыт предстоящий учебный семинар, больше не манил вкусный запах блюд, готовящихся в соседней столовой, а приятная беседа все продолжалась и продолжалась. И, как это бывает в жизни, любая история рано или поздно подходит к концу. Семинар завершился поздним вечером, намного позже чем планировалось, и мы договорились встретиться еще раз, когда Андрей Елагин приедет к нам в Москву из далекой Германии, еще раз, уже весной нового года.

Рамиль Хаматьяров, магистрант 1 года обучения


Институт ИБС выражает благодарность Университетскому Альянсу SAP за организацию мероприятия!
Поделиться