ТОП-НАУКА. Медийная десятка июля: мат, плевок и спутник робота-слесаря

Летние разработки российских ученых отличаются особым разнообразием: изучение «синдрома матершинника» и робот-слесарь, плевки «черной дыры» и ультрафиолетовый заслон, самозалечивающийся асфальт и внеземной биореактор — все это и многое другое в июльском хит-параде самых медийных научных разработок российских университетов ТОП-НАУКА от НИТУ «МИСиС».

10

Два гена и «синдром матершинника»

Открывают хит-парад представители международной группы исследователей, включающей, среди прочих, представителей МФТИ. Группа выявила генетические особенности, которые увеличивают риск развития синдрома Туретта — расстройства центральной нервной системы, при котором больные периодически совершают неконтролируемые движения и звуки (в 10% случаев выкрикивают ругательства). Ученые сравнили геномы нескольких тысяч больных и здоровых людей. Оказалось, что у больных чаще наблюдаются большие перестройки в генах NRXN1 и CNTN6. Интерес СМИ к сугубо специальной, казалось бы, новости, объяснятся заголовком «Биологи открыли новые гены «синдрома матершинника».

10 место, 59 публикаций

9

Слесарь с элементами AI

На девятой позиции хит-парада ТОП-НАУКА — приморский робот-слесарь, который проходит практику на заводе «Дальприбор». Созданный учеными ДВФУ роботизированный комплекс, предназначен для слесарной обработки выпускаемых на предприятии литых деталей — причем, когда места обработки заранее неизвестны. Система обладает элементами искусственного интеллекта и получает информацию от устройств технического зрения. Она определяет места для механической обработки деталей разной формы и с высокой точностью выполняет нужную операцию без участия рабочего. В результате, как утверждают разработчики, удалось значительно повысить производительность труда и практически полностью исключить брак.

9 место, 62 публикации

8

Не плюй в черную дыру — вылетит

Астрофизики МГУ имени М.В. Ломоносова доказали существование оптического джета — потока частиц, выталкиваемых гравитационными силами черных дыр. Его удалось увидеть в обыный оптический телескоп в знаменитом микроквазаре V404 в созвездии Лебедя. Тем самым ученые доказали, что небольшие черные дыры можно увидеть при помощи обычных линз, зеркал и глаз человека.

Микроквазары, подобные V404, возникают в звездных системах, состоящих из относительно большой и короткоживущей звезды и ее меньшего компаньона. Когда большая звезда исчерпывает запасы ядерного горючего, на ее месте возникает черная дыра, начинающая «воровать» материю у своего соседа. Часть этой материи выбрасывается в виде раскаленной струи газа, движущейся с околосветовой скоростью — того самого джета. Осталось звучно назвать поток частиц «плевком черной дыры», вставить его в заголовок — и количество перепечаток этой сугубо научной новости вырастает на порядок. Как результат — восьмое место хит-парада ТОП-НАУКА от НИТУ «МИСиС».

8 место, 63 публикации

7

И на кожу, и на...

На седьмом месте — ученые Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) «МИСиС». Путем химического синтеза и последующего модифицирования наночастиц оксида цинка они получили универсальный защитный фильтр против ультрафиолетового излучения. Дело в том, что ультрафиолет помимо солнечных ожогов вызывает так называемое «ультрафиолетовое старение» различных полимеров (оргстекло, полиэтилен, полипропилен и т.д.). В качестве присадок, защищающих от УФ-излучения, широко используются оксиды металлов. Но они работают только против одной из «напастей». Так, оксид цинка окрашивает изделия на его основе в белый цвет, что лишает полимер прозрачности. Специфика мисисовской разработки в том, что им удалось создать прозрачный оксид цинка и изготовить на его основе универсальный ультрафиолетовый фильтр.

7 место, 67 публикаций

6

Молодой да ранний Альцгеймер

Шестую ступеньку хит-парада ТОП-НАУКА заняли сотрудники факультета фундаментальной медицины МГУ. Они определили структуру пептидного комплекса, который образуется в мозге на ранних стадиях развития болезни Альцгеймера. Результаты исследования помогут в разработке соединений, способных останавливать развитие болезни. Научная группа изучила молекулярные механизмы развития болезни у носителей тайваньской мутации, которые заболевают в сравнительно молодом возрасте. Неизвестно, поняли ли читатели выводы, которые сделали ученые, но журналистов тема явно привлекла.

6 место, 68 публикаций

5

Симбиоз катка и нанотрубок

Наш хит-парад пересек экватор. На пятом месте — вновь исследователи из НИТУ «МИСиС». На сей раз они разработали технологию производства «самозалечивающихся» асфальто-бетонных материалов для дорожного покрытия. В качестве модифицирующей добавки в него введены углеродные нанотрубки. Когда в таком асфальтобетоне образуются микротрещины, по нему просто проезжает специальная мобильная установка с генератором высокочастотного- или сверхвысокочастотного излучения. Нанотрубки эффективно преобразуют излучение в тепло, покрытие размягчается, и остается проехаться по нему катком. Сейчас полевые испытания новой технологии проходят на одном из объектов Чемпионата мира по футболу-2018.

5 место, 78 публикаций

4

Внеземной биореактор

На четвертом месте — ученые Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, которые получили лицензию Роскосмоса на проведение исследований и опытов за пределами Земли. Эксперимент позволит изучить влияние полета на выживание стволовых клеток. В дальнейшем разработки планируется применять при лечении космонавтов во время длительных полетов. Разработка нового биореактора велась с 2003 года. Аппарат уже создан, запуск его на орбиту планируется в марте 2018 года.

4 место, 91 публикация

3

Запчасти для человека

«Бронзу» в июльском рейтинге ТОП-НАУКА получает разработка исследователей из Томского политехнического университета (ТПУ), которые работают над выращиванием новых органов. Ученые предложили новый способ модифицирования биодеградируемых полимерных каркасов для новых органов — скаффолдов, создаваемых из полимолочной кислоты. Чтобы улучшить свойства каркасов, их предложили обрабатывать плазмой атмосферного давления, а затем — гиалуроновой кислотой. Несмотря на обилие терминов, тема выращивания запчастей для человека оказалась очень востребованной.

3 место, 107 публикаций

2

Разложенцы из природного материала

Июльское «серебро» отходит исследователям из РЭУ имени Г. В. Плеханова. Ученые создали биоразлагаемые композиции на основе полиэтилена и различных растительных наполнителей. Как говорится в сообщении, их технология позволит создавать упаковку из отходов различных отраслей промышленности. По словам разработчиков, «поскольку мы используем дешевые промышленные отходы, которые составляют от 30 до 70% массы готового композита, стоимость готовых материалов получается на уровне или даже ниже традиционных полимеров». Возможность купить сосиски, упакованные в экологически чистые отходы, явно привлекла и СМИ, и аудиторию.

2 место, 107 публикаций

1

Взлет 3D-наноспутника

Самым тиражируемым сообщением о научной разработке июля стала новость про то, что экипаж российского сегмента Международной космической станции проверит работоспособность спутника «Томск-ТПУ-120» перед запуском аппарата в открытый космос. Спутник «Томск-ТПУ-120» — первый российский космический аппарат, распечатанный на 3D-принтере. Он относится к классу «наноспутников» и имеет размеры 30*11*11 сантиметров. Аппарат был разработан в рамках космического эксперимента «РадиоСкаф» в научно-образовательном центре «Современные производственные технологии» ТПУ совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН. Его запуск намечен на 17 августа.

1 место, 481 публикация

Кроме того, в июле российские ученые разрабатывали технологию легких пуленепробиваемых стекол и дронов-реаниматоров, создавали «магнитную» оперативную память и беспилотный трактор, раскрывали тайну рождения первых черных дыр Вселенной, создавали непотопляемый металл, разрабатывали программу, создающую 3D-модели дальневосточных гектаров и занимались решением множества не менее важных проблем. В августе, несмотря на отпуска, научные исследования продолжатся, и о наиболее тиражных из них ТОП-НАУКА расскажет вам в начале осени.

Не переключайтесь!